Немного воспоминаний о Светлане

Немного воспоминаний о Светлане

Многие постоянные читатели сайта РАДУГИ  уже, наверное, знают, что недавно ушла из жизни Светлана, наша Света, Светочка, одна из наших самых старых опекаемых, но старых не возрасту, а по времени знакомства с ней.

Впервые о Светлане мы узнали от нашей социальной сотрудницы. Она рассказала нам, что Света страдает рассеянным (множественным) склерозом, но что она очень жизнелюбива и радуется всем гостям, любому общению и новым впечатлениям. И мы поехали в деревню Лопатино, где Света жила с матерью, маленькой дочкой Яночкой и младшей сестрой.

Домик, в котором жила семья, выглядел довольно прилично по сравнению с тем, что нам приходилось видеть в других местах. Небольшой, но ухоженный огород дополнил приятное впечатление. Светлана ждала нас, сидя за кухонным столом. К своему удивлению мы увидели молодую женщину, которая, несмотря на уже заметные признаки болезни, хотела выглядеть и действительно выглядела привлекательно. Позже она показала нам фотографии, от которых сжималось сердце: цветущая молодая девушка с толстой пшеничной косой аж до колен. Настоящая русская красавица. Светлана была особенной. Она знала, как себя вести, была коммуникабельной и владела прекрасной культурой речи. Мы могли беседовать с ней на любые темы, сидя за столом и наслаждаясь вкусным  травяным чаем, который заваривала ее мать из собранных собственноручно трав. Она спрашивала нас о здоровье, о делах фонда и о наших сотрудниках. А когда в наши следующие визиты речь снова заходила об этом, мы видели, что она помнит обо всем и обо всех. Она писала короткие стихи, одно из которых посвятила РАДУГЕ. Света часто говорила, что благодаря фонду у нее появилась уверенность, что она не забыта и не брошена на произвол судьбы.

После наших визитов Света всегда провожала нас до самой двери, держась руками за мебель и стены. Но пришел день, когда она уже не могла ходить. Некоторое время она еще самостоятельно сидела немного на табуретке, а затем и вовсе пересела в инвалидное кресло. Потом Света ослабела настолько, что принимала нас лежа в кровати. Особенно болезненными были  встречи, когда мы совсем перестали понимать ее речь. И тогда на помощь в качестве переводчицы приходила Яна, теперь уже совсем взрослая. Пристроившись на краюшке кровати, она помогала нам понять мать.

Но у Светланы была еще одна боль, которая мучила ее может быть не менее сильно, чем сама болезнь. Света, наша умная и тонкая Светочка, носила в сердце сильную злобу: она не могла простить своей матери, что при первых признаках заболевания та не проявила необходимой материнской заботы и внимания, потому что сама в это время страдала от алкоголизма. Правда, позже мать полностью излечилась от этого недуга, что мы на основании своего опыта расцениваем как огромное достижение. Она тысячекратно загладила свою вину, помогая Свете есть, пить и обихаживая ее во время всевозможных гигиенических процедур. Мы часто и настойчиво уговаривали Свету простить мать. Наши доверительные отношения позволяли говорить с ней довольно откровенно об ее предстоящем скором уходе и о грузе, который ложится на нее из-за такой непримиримости. Но все наши уговоры были напрасны.

Это продолжалось много лет. Когда же Света уже не могла даже самостоятельно есть, и ей понадобилось искусственное кормление, ее положили в больницу. В больнице ее тоже по большей части обихаживали мать и Яна. Света уже не могла ни говорить, ни двигаться. Во время наших последних визитов Света с трудом шевелила рукой, но по ее прекрасным глазам мы видели, что она узнает нас и, как нам казалось, даже радуется нам. Прошло еще много длинных и мучительных месяцев, прежде чем Светлана умерла. Хотя врачи предрекали ей смерть много-много лет назад. Что же держало ее в этой безутешной жизни? Что она не могла или не хотела оставить так долго, живя в страшных муках? Мы часто задавали себе этот вопрос, но и теперь мы не знаем на него ответа. А Светочка надолго останется в нашей доброй памяти. И мы уверены, что теперь она наконец-то простила свою мать.

Моника Шоппуи

Перевод Л. Пономаренко

COMMENTS